"Сложные" приемы игры на гитаре.

Речь о приемах, которые появляются в педагогическом репертуаре гитариста может быть только к концу первого года обучения или немного раньше, в зависимости от физических данных учащегося. Это пара приемов, без которых невозможно представить себе исполнительство на гитаре, и обойтись без них нельзя даже в начальных классах музыкальной школы.

         Начальное исполнение барре

В нотах баре обозначается буквой  С или В (от испанского слова Ceja и французского Barre - "перекладина") или просто номером лада со скобкой. В русской транскрипции можно встретить разные написания этого слова: и «барре», и «баррэ». Прием заключается в одновременном прижатии нескольких струн на одном и том же ладу указательным пальцем левой руки, который как бы играет роль передвижного порожка. Для выполнения барре указательный палец должен быть не согнутым, как обычно, а вытянутым и прижимать струны мышцами фаланг.

Различают малое и большое барре. При малом барре первый палец прижимает от двух до четырех струн, а при большом – пять или шесть. Играя малое барре,  можно немного согнуть вторую фалангу, играя большое, палец остается абсолютно прямым.

Прием требует известных физических усилий, и левая рука, особенно в первое время, сильно устает. Ни в коем случае нельзя допускать перенапряжений, периодически расслабляя руку.

Все, перечисленное выше,  можно найти в любой школе игры на гитаре. Попробую изложить некоторые свои соображения по этому поводу.
       1) во-первых, я заметил, что в некоторых случаях бывает необходимо класть указательный палец на струны не плашмя, а немного ребром, расположенным со стороны большого пальца, речь идет, в первую очередь, о малом барре, при этом указанный разворот обеспечивается не движением кистевого сустава, а движением локтя в направлении тела. Дело в том, что струны, прижатые одним пальцем, как правило, не звучат по одной причине:
струна попадает на место сгиба одной из фаланг, оказываясь как бы во впадине, что не позволяет её прижать достаточно сильно. В случае, описанном выше, поверхность пальца более прямая и твёрдая.
        2) во-вторых, палец располагается обязательно у порожка, в этом случае требуется гораздо меньше усилий, чтобы надавить на струны достаточно сильно, чтобы они не давали треска.
        3) и, наконец, самое главное: в исполнении барре может учавствовать не только левая рука, но и правая, а кроме того, и все тело.
Чтобы наглядно продемонстрировать это, нужно представить себе простейший рычаг: например, камень, на котором лежит палка. Надавливая на один конец палки, вы поднимаете другой, и наоборот. При условии верной посадки гитариста, что-то подобное можно проделать и с гитарой: в качестве камня выступает сам исполнитель, в качестве палки – гитара. Иначе говоря, прижатие барре реализуется не только кистевым давлением пальцев р и i навстречу друг другу, а в большей степени давлением всей руки на гриф, в то время, как правая рука оказывает равносильное давление на корпус гитары, от чего гриф уходит вперед и как бы сам давит на палец левой руки. Можно провести такой эксперимент: прижать барре указательным пальцем, не используя вовсе при этом большой, то есть он не должен касаться грифа, и провести весь комплекс движений, предложенных выше. Оказывается, ничего сложного!
На мой взгляд, соблюдая все меры по упрощению исполнения приема барре, которые я перечислил, можно использовать его даже в первом классе, начиная, конечно, с малого барре.

 

         Начальное исполнение приёма легато.

         Прием легато (или, как еще говорят, техническое легато) является одним из двух случаев абсолютного легато в смысле способа соединения звуков, не случаен, видимо, и выбор названия для этого приема.
Различают четыре вида приема: восходящее, нисходящее, смешанное, легато – переход со струны на струну.
Во всех случаях в нотах легато обозначается одинаково: лигой между соединяемыми нотами. Фразировочные лиги в гитарной литературе встречаются крайне редко, кроме того, фразировочная лига, как правило, показывает целую фразу или мотив, поэтому перепутать, что имел ввиду композитор, почти невозможно.

         Восходящее легато

         Прием осуществляется следующим образом: «правая рука извлекает первый звук, после чего один из пальцев левой руки, с силой опустившись на звучащую струну, извлекает второй звук». К этому вполне исчерпывающему определению Е.Ларичева хотелось бы добавить следующее: палец левой руки должен не просто «с силой опуститься на струну», а, скорее,  ударить по ней. Положение пальца максимально вертикально по отношению к плоскости грифа, чтобы удар производился кончиком подушки, которым обычно и зажимается струна. Сам удар, на мой взгляд, наиболее точно охарактеризован в названии такого же приема на электрогитаре. Здесь это звучит как «hammer» (молоток - англ.).      

     Для проработки этого движения очень полезно проделать такое упражнение: пальцы левой руки кладутся на стол кончиками подушек, перпендикулярно плоскости, и поочередно начинают по одному – два раза стучать по столу, при этом, во время движений одного пальца остальные остаются на месте, не отрываясь от поверхности. Удары должны быть очень точными, одинаково сильными и четкими ритмически. Что-то подобное проделывают, насколько мне известно, начинающие пианисты, разрабатывая независимость пальцев и равномерность силы удара по клавишам. Самый «непослушный» - безымянный палец, ему следует уделить особое внимание.
       Достигнув определенных результатов, можно переходить к исполнению восходящего легато на инструменте. Не менее важным моментом при исполнении этого приема является то, что палец, прижимающий первый из ладов в последовательности легато, остается на месте. Во-первых, это экономит движения, во-вторых, если ударить пальцем левой руки по открытой струне, она может звучать как бы с двух сторон: основной звук – с правой стороны, и побочный, нежелательный призвук – с левой. Это касаемо, конечно, верхних позиций, тогда как в более низких второй звук настолько высок и тих, что почти не заметен. В-третьих, благодаря этому и достигается абсолютное соединение звуков.
Соединяться могут от одного до пяти звуков.

           Нисходящее легато.

         «Правая рука извлекает звук, после чего палец левой руки, прижимающий звучащую струну, с силой снимается с этой струны в сторону и чуть вверх, в направлении кисти», - по правде говоря, вполне размытое определение дает Е.Ларичев.
Постараемся внести некоторую ясность. Во-первых, палец не просто снимается со струны, он дергает её. Сила сдергивания должна быть равноценна силе звукоизвлечения первого звука, чтобы мелодическая линия, в которую входит эта связка нот была равномерной динамически. Во-вторых, не совсем  понятно, куда, в каком направлении движется палец левой руки. На мой взгляд, проще всего продемонстрировать это движение не на первой, а на любой другой струне. Сдергивая струну, палец левой руки может опираться на соседнюю. Это, своего рода, «апояндо левой рукой». Это возможно лишь при очень верном расположении пальцев. Если палец «садится» на струну слишком глубоко, он неминуемо будет застрявать, что повлечет за собой дополнительное напряжение, резкий некрасивый звук. Точно также действуют пальцы левой руки и на первой струне.    Разумеется, можно сдергивать струну, и не опираясь на соседнюю. В  этом случае палец движется мимо соседней струны. Это совершенно необходимо, например, при исполнении мордентов и трелей. Как и в предыдущем случае, максимальное количество звуков, объединенных одной лигой нисходящего легато – пять.   

         Смешанное легато. Легато – переход со струны на струну.

         Смешанное легато включает в себя в различных сочетаниях восходящее и нисходящее. Поскольку количество звуков может быть большим (как в случае с трелью, например), здесь особенно важно следить, чтобы звуки по мере увеличения их числа не затихали. Это возможно только при равномерных по силе движений удара и сдергивания.
Легато с переходом на другую струну совпадает по смыслу с восходящим. Используется оно крайне редко (видимо, из-за уже упомянутых мной нежелательных призвуков, ведь струна ничем не глушится с левой стороны пальца). Встречается такой прием чаще в нисходящем движении мелодии, хотя может быть использован и в обратном направлении (например, в «Вариациях на тему Хоты» Ф.Тарреги есть целая вариация, исполняемая только левой рукой).
        Еще один момент нельзя не заметить: исполняя легато на разных струнах можно использовать только тирандо (речь идет о соседних струнах и о нисходящем движении, конечно), поскольку при использовании апояндо следующая по порядку после первой извлеченной струна заранее глушится правой рукой, а убирать палец правой руки со струны, делая еще одно дополнительное движение, не весьма удобно.

         Начинающим гитаристам прием легато дается не так тяжело, как, скажем, барре, поэтому его свободно можно вводить в пьесы и упражнения уже в середине первого класса, начиная, конечно, с самых удобных комбинаций пальцев (таких как 1-3, 1-2).

                                               

Классическая музыка - каталог ссылок

 

Locations of visitors to this page
Hosted by uCoz