Точная настройка гитары

Научиться правильно настраивать гитару - очень важная и трудная задача для начинающего гитариста. В отличие, скажем, от пианистов,  учащиеся, посвятившие себя обучению игре на гитаре, должны постоянно настраивать инструмент, поскольку механика (то есть колки) на гитаре довольно «мягкая», и бывает достаточно даже незначительного физического воздействия (ну,  например, задел, когда одевал на гитару чехол), чтобы строй был нарушен.

Практически все существующие школы гитары рекомендуют настройку по унисонам (относительно первой струны настраивается вторая, относительно второй – третья и т.д.). С одной стороны, с этим нельзя не согласиться, ведь ребенок, делающий только первые шаги в музыке, еще не знает нот, не знает их расположение на грифе гитары, а такая схема настройки может запомниться по номерам соответствующих ладов.
С другой стороны, абсолютно очевидно, что такой способ настройки далеко не совершенен. Ведь очень хорошо слышать унисоны  ребенок еще не научился, а по мере продвижения от верхних струн к нижним, басовым, погрешность настройки накапливается. С начала вы чуть-чуть неточно настроили вторую струну относительно первой, затем немного неточно третью относительно уже расстроенной второй и т.д.. В конце концов, вы получаете строй, который лишь немного напоминает гитарный.  Как же быть?

Во-первых, начать с распознавания унисонов. Здесь, конечно, очень много зависит от природных данных учащегося, но если даже одаренного ребенка не направлять, он очень долго будет этому учиться. Здесь нам необходимо будет затронуть явление, известное как биения*.
Когда две струны звучат в унисон, их колебания не вступают друг с другом в противодействие. Если унисона нет, колебания более высокой частоты наслаиваются на колебания более низкой частоты, и мы отчетливо это слышим. Это и называется биением. Чтобы это продемонстрировать, попросите ученика зажать, например, пятую струну на пятом ладу, предварительно опустив её ниже, и извлечь звук на двух струнах – четвертой и пятой одновременно, в то время как вы будете крутить колок пятой струны, повышая высоту её звука. Особенно на подходе к унисону он услышит сначала само биение, внешне похожее на вибрацию, а затем то, как оно прекращается, когда звуки сливаются, что служит сигналом к остановке подтягивания струны.

Вообще биения можно услышать, настраивая все чистые интервалы, но лучше использовать для настройки приму и октаву.
Как уже говорилось, погрешность настройки накапливается, поэтому, настроив гитару по соседним струнам, необходимо осуществить уже «чистовую» подстройку. Если ребенок уже выучил ноты в первой позиции, нужно попросить найти его все возможные октавы в пределах трех первых ладов и подстроить гитару, используя все те же биения. Здесь необходимо помнить о том, что одна из струн должна быть взята за эталон, то есть её нельзя трогать. Удобнее всего использовать первую струну.

Научиться настраивать гитару нельзя сразу. Этот процесс продолжается вместе с развитием у ребенка слуха, от класса к классу и занимает не один год, но если заострять внимание ученика на точной настройке все время, слуховое чутье, слышание биений появится у него намного раньше.

Говоря о настройке гитары, нужно обязательно затронуть еще один очень важный момент (здесь я опираюсь на метод настройки Терри Ашера). Гитара – инструмент с фиксированными интервалами, то есть она имеет на грифе лады (в отличие от смычковых инструментов, которые являются инструментами натурального строя).  На гитаре интервалы устанавливаются расположением на грифе ладов, верхнего и нижнего порожков. Далеко не все инструменты, даже и очень хорошие по звучанию, отвечают идеально точным размерам, и далеко не всякий мастер может сделать на инструменте равномерную темперацию* (имеется ввиду соотношение размеров инструмента, позволяющих сделать равномерно темперированный строй). Что же говорить о фабричных инструментах ? Настроив такую гитару по чистым интервалам и подогнав строй в какой-то одной тональности, мы замечаем, что в других тональностях гитара не очень хорошо настроена. Таким образом,  смысл настройки сводится к тому, чтобы подогнать все тональности к одному общему знаменателю, когда ни в одной отдельной тональности инструмент не настраивается абсолютно точно, зато почти точно – в любой тональности.

Смысл равномерной темперации заключается в том, что инструмент настраивается (и его лады тоже, если речь идет о гитаре) так, что все полутоны находятся на определенном расстоянии друг от друга. В абсолютно настроенной диатонической гамме есть «большие полутоны» и «малые полутоны». В диатонической гамме, настроенной на равномерную темперацию, все полутоны как бы одного размера, либо очень близки к этому.

Очень часто гитаристы пользуются флажолетами для настройки, не учитывая при этом главного: флажолет – это результат деления струны на части и относительно открытой струны образует интервал натурального звукоряда. Звук, получаемый на струне, зажатой на определенном ладу, и записываемый также как соответствующий флажолет, являет собой результат темперации грифа гитарным мастером, и сравнивая их, вы сравниваете разные вещи, они не должны звучать абсолютно одинаково. Достаточно привести такой эксперимент: настроить флажолет «ми» на седьмом ладу пятой струны по первой открытой струне, а затем сравнить «ми» на первой и «ми», зажатую на седьмом ладу. Пятая струна будет немного высить. В данном конкретном случае это объясняется тем, что в двенадцатиступенном равномерно темперированном строе все чистые квинты немного уменьшены по сравнению с квинтой из натурального звукоряда.

Таким образом, лучше избегать использования флажолетов при настройке, как бы удобно это не казалось, исключение может составлять случай, когда сравниваются два одинаковых флажолета на разных струнах.
Конечно, все сказанное выше о темперации и точной настройке, не стоит сразу же доносить до ушей ученика, но этим необходимо руководствоваться, направляя его в процессе обучения настройке инструмента.

 

* биения – периодическое ослабление и усиление громкости, ощущаемое при одновременном звучании двух или нескольких звуков, столь близких по частоте, что они не могут быть восприняты ухом раздельно ( Музыкальлная энциклопедия, т.1, с.474)

* темперация – от лат. Temperatio – правильное соотношение, соразмерность, выравнивание интервальных соотношений между ступенями звуковысотной системы в музыкальном строе (Музыкальная энциклопедия, т.5, с.494)

Классическая музыка - каталог ссылок

 

Locations of visitors to this page
Hosted by uCoz