М.А.Смоленцева. Ногтевой способ звукоизвлечения

В настоящее время профессиональная игра на гитаре осуществляется ногтевым способом. Изменения характера движения и колебаний отпущенной пальцем после звукоизвлечения струны будут практически незаметны, если не использовать ногти. Более того, сравнение различных форм кончика пальца у разных исполнителей является по большей части тратой времени, так как каждому исполнителю, использующему подушечки, все равно придется использовать ту форму, что дана ему от природы. Разумеется, это относится и к ногтям, но, по крайней мере, их длину и профиль можно изменять.

Преимущества использования ногтей зачастую приобретаются высокой ценой: многие часы уходят на придание им нужной формы и полировку, целые недели уходят на то, чтобы сломанный или испорченный ноготь вырос до нужных размеров.


      Придание формы ногтям

Оптимальная форма каждого ногтя зависит от всех  аспектов техники правой руки, особенно от принятого положения руки и используемого движения пальцев. С другой стороны, если исполнитель хорошо представляет себе, как он намерен разместить и использовать свои пальцы, и какой звук он ожидает получить в таком по­ложении, то форма ногтей относительно очевидна.

После того, как было выбрано «обычное» положение кисти, каждому ногтю необходимо придать индивидуальную форму, так чтобы он давал удовлетворительный звук при использовании как апояндо, так и тирандо. В данном случае логичнее будет стремиться к равномерности звука, чем к его разнообразию. Хотя необходимо помнить, что каждый ноготь будет использован различными способами для получения различных звуков, возможно более важным будет обеспечить извлечение всеми тремя пальцами  сбалансированного звука, когда они используются одинаковым образом из одного положения кисти. Очевидным примером, для чего это необходимо, является тремоло (р а m i р а m i и т.д.)- которое будет звучать ровно, только если все три пальца извлекают одинаковые звуки одной громкости. В любом случае, любое неуместное изменение окраски звука внутри одной фразы может затруднить восприятие музыки. Разумеется, абсолютное совпадение не является необходимым. Существуют непредотвратимые различия в звуке, вызванные тем, что пальцы i, m, а находятся в разных точках по длине струны, и это может создавать проблемы при игре возле подставки (в этом случае i вполне может находиться в два раза дальше от подставки, чем а, а большой палец еще дальше), однако эти различия можно сделать практически неразличимыми при обычной иг­ре, если придать ногтям правильную форму.

Таким образом, проблема сводится к приданию трем ногтям такой формы, чтобы они работали одинаково. Но будет большой ошибкой считать, что для этого достаточно будет просто заточить их с одинаковым профилем. Во-первых, скорее всего каждый ноготь будет иметь свое поперечное сечение, и заточка должна будет ему соответствовать. Во-вторых, каждый палец будет подходить к струне под своим углом, независимо от выбранного положения кисти. В частности, если безымянный палец а расположен перпендикулярно струне, если смотреть из-под запястья, то i и m скорее всего будут слегка наклонены в сторону, противоположную наклону большого пальца. У некоторых исполнителей все пальцы наклонены в эту сторону. Дуарте объясняет анатомические причины того, почему это иногда может быть эффективно; с точки зрения звукоизвлечения, необходимо только заточить каждый ноготь соответственно его естественному углу атаки. Следовательно, гитарист, который затачивает ногти, как ему нравится, не имея под рукой гитары, должен иметь очень устойчивую технику - если ему вообще небезразлично качество производимого им звука. Менее опытным исполнителям, или желающим поэкспериментировать, рекомендуется затачивать ногти, сразу же проверяя на гитаре, действительно ли каждый ноготь работает одинаково при нормальной игре.

Последнее слово в определении того, правильно ли работают ногти, очевидно, остается за слухом, но некоторые физические проверки также будут полезны. Ощущение того, насколько гладко струна скользит по ногтю, является самым очевидным; также можно оценить степень, до которой струна вдавливается вниз во время щипка, следя за ее реакцией на другом конце стру­ны, то есть насколько далеко струна отходит от грифа. Эта проверка особенно полезна при совершенствовании плотного звука при тирандо. Что касается слуховых проверок, то некоторые из них более тщательны, чем другие. Для получения грубого звука, если взять, скажем, ноту «ми» на третьей струне, ноготь должен иметь действительно сильный дефект, особенно если ошибки маскируются вибрато, однако для получения приятного звучания этой же ноты на открытой первой струне нужен ноготь хорошей формы. Если все три пальца, используемые из обычного положения кисти, дают примерно одинаковый звук на открытой струне «ми», при использовании апояндо либо тирандо, и если этот звук очень плотный, а также яркий и чистый, то есть хорошие «кирпичики» для создания музыки.
Пока были рассмотрены только цели затачивания ногтей, основывающиеся на идее, что после того, как будут четко определены основные задачи, конкретные решения будут очевидны.  Ниже приведены идеи и предложения, которые могут помочь некоторым исполнителям справиться с возникшими трудностями.

1. Каждый гитарист пользуется своим методом заточки, и любой метод, который работает, ничуть не хуже остальных. На Рис. 2. показан достаточно простой метод, который обычно дает хорошие результаты. Начав из положения, когда ноготь стоит перпендикулярно пилке, как показано на схеме (а), пилка наклоняется на угол а, как показано на схеме (b). Затем пилку необходимо повернуть на угол b (в любую сторону), и начать за­тачивание, перемещая пилку вперед - назад по прямой линии, как показано на схеме (с). (Рекомендуется использовать абразивную, а не металлическую, пилку, которая режет в обоих направлениях, не разрывая при этом волокна ногтя.) Однако на ногте останутся острые углы - один на «вводящей» стороне, за который может зацепиться струна, другой на «выводящей» стороне, где он может сделать высвобождение достаточно резким. Скруглив эти углы, и убедившись, что общий профиль представляет собой глад­кую кривую, показанную на схеме (d), вы можете использовать ноготь под различными углами, а также в его основной функции. После придания ногтю некоторого профиля, можно с помощью пилки сгладить поверхность кончика. Работа на этом еще не закончена. Пока рабочая поверхность ногтя не будет отполирована до стеклоподобной гладкости (в настоящее время существуют специальные полировочные пилки), ноготь не будет эффективно работать, без неприятного «скребущего» шума, вызываемого грубой поверхностью ногтя. Поскольку струна по большей части контактирует с внутренней поверхностью ногтя, она требует особенно тщательной полировки, особенно на «вводящей» стороне. Однако ближе к точке высвобождения со струной начинает контактировать внешняя поверхность, которая тоже требует особого внимания.

Рис. 2. Метод заточки ногтей по прямой линии

2.  Преимущество только что описанного метода прямой линии заключается в том, что он дает достаточно хорошие результаты независимо от естественной формы ногтя и его угла атаки при условии, что углы а и b выбраны правильно. При их выборе необходимо исходить из требуемой высоты и уклона ногтя, с учетом вопросов, рассмот­ренных в разделе. Угол b зависит в основном от угла, под которым палец подходит к струне (если смотреть из-под запястья), а угол а от высоты поперечного сечения ногтя. (Если ноготь сильно плоский, то угол а, необходимый для подпиливания по прямой линии, может оказаться слишком большим, так как подпиливание под таким углом очень сильно ослабит кончик ногтя. В этом случае все равно можно использовать данный метод, пользуясь поверхностью пилки только для проверки прямой линии, а непосредственно подпиливание выполнять, не наклоняя пилку.) Нахождение правильных углов - непростая задача, и обычно решается методом проб и ошибок. Хотя этот метод и не является панацеей, он может стать отправной точкой для нахождения оптимальной формы для каждого ногтя.

3. Большая часть вышесказанного в равной мере относится и к большому пальцу. Разумеется, ноготь большого пальца необходимо затачивать в соответствии с его естественным углом атаки, который сильно отличается от остальных пальцев. Обычно струна входит в контакт с ногтем примерно около середины и сходит с него в нижнем углу, хотя некоторые исполнители предпочитают прогнуть большой палец так, чтобы ноготь был направлен в другую сторону. Тем не менее, в большинстве случаев, ту часть ногтя большого пальца, которая используется для игры, не нужно сильно отворачивать от линии струны - если ноготь поставить на басовые струны с оплеткой, то можно получить неприятное «дребезжание». Также как и на остальных пальцах, ноготь большого пальца можно использовать различными способами, изменяя звук, или, в отличие от остальных, его можно полностью исключить из щипка, чтобы получить особенно теплый бас или мягкий, «мясистый» аккорд на всех шести струнах.


        Выбор длины ногтей
Ни одно из различий в техниках различных состоявшихся исполнителей, использующих ногти, не удивляет так сильно, как разнообразие используемых длин ногтей. «Часто рекомендуется, чтобы ногти выдавались над подушечкой пальца примерно на полтора миллиметра, а, например, Дуарте настоятельно рекомендовал стачивать ногти настолько коротко, насколько это возможно» [Ч.Дункан. Искусство игры на шестиструнной гитаре]. Проблема с конкретными советами такого рода заключается в том, что мало кому из исполнителей помогло точное следование им. Определение оптимальной длины каждого ногтя в значительной мере является результатом экспериментирования, и может занять весьма много времени, если экспериментировать в узких рамках.
Но мы можем подытожить некоторые закономерности:
1.  Если ноготь подточить слишком коротко, то звук, извлекаемый им,  будет и недостаточно плотным, особенно при тирандо. Часто можно значительно улучшить плотность и громкость звука, всего лишь позволив ногтям отрастать в течение двух-трех дней.
2. Длина ногтей должна соответствовать выбранной высоте запястья. Если запястье находится достаточно низко, то ногти должны быть длиннее, чем в случае, когда запястье выгнуто.
3. Оптимальная длина ногтей также зависит от соотношения частоты использования гитаристом апояндо и тирандо. Если апояндо используется редко, то ногти должны быть достаточно длинными, чтобы извлекать плотный звук с помощью тирандо, а при частом использовании апояндо удобнее будет играть более короткими ногтями.
4. Непрочные или гибкие ногти нужно оставлять короткими, так как чем они длиннее, тем сильнее они будут прогибаться под действием струны, вместо того чтобы уверенно вдавливать ее вниз.
5. Ногти, загибающиеся на концах, обычно доставляют тем меньше неудобств, чем они короче.
6. Если кончик пальца имеет сужающуюся форму, то появляется возможность использовать технику, сочетающую мякоть и ноготь. В этом случае длина «вводящей» части ногтя должна быть подобрана так, чтобы обеспечивать гладкий переход с мякоти на ноготь.
7. Если, наоборот, самая выступающая точка кончика пальца находится на некотором расстоянии от ногтя, то ноготь должен быть достаточно длинным, чтобы его можно было использовать без взаимодействия с мякотью. Если ногти прочные и растут прямо, и если использовать только «чисто ногтевую» технику, то в таком случае длина ногтей уже не будет иметь такого большого значения, при условии, что они не слишком коротки.
Таким образом, мы видим, что существует много факторов влияющих на звукоизвлечение. Многие из них взаимосвязаны: длина и форма ногтей, качество инструмента, жесткость струн, анатомические особенности рук и др., однако непременным условием извлечения яркого и плотного звука является перпендикулярное направление струны к деке.

 

 

 

Классическая музыка - каталог ссылок

 

Locations of visitors to this page
Hosted by uCoz